Rector | Дата: Неділя, 31.03.2013, 12:15 | Сообщение # 1 |
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 265
Статус: Оффлайн
| Год выпуска: 2006
Автор: Лаврова Е.В.
Жанр: Логопедия
Формат: PDF
Качество: OCR
Описание: Учебное пособие по курсу «Нарушения голоса» предназначено студентам, обучающимся по специальности «Логопедия», логопедам, работающим в системе образования и здравоохранения, профессионалам голоса. Неуклонный рост числа нарушений голоса у детей и взрослых, важное значение голоса для общения и выполнения профессиональных обязанностей профессионалами голоса (педагогами, певцами, руководителями учреждений и т.д.) определяют необходимость изучения курса «Нарушения голоса» в системе подготовки специалистов-логопедов. Расстройства голосовой функции могут входить в структуру дефекта при ринолалии, заикании, афазии, дизартрии, а также представлять собой самостоятельную нозологическую форму и вызываться патологическими состояниями как на уровне самого голосового аппарата, так и в других органах и системах (в частности, дыхательной, нервной, эндокринной). В данном курсе рассматриваются такие специфические голосовые расстройства, как нарушения голоса при соматических и нервно-психических заболеваниях, при расщелинах нёба. Особое внимание уделяется гигиене фонаторного аппарата и профилактике голосовых расстройств у профессионалов голоса. Значительное место отводится нарушениям голоса в детском возрасте. Изучение данного курса базируется на знаниях, полученных в результате освоения таких дисциплин, как «Нарушения звуко-произношения», «Ринолалия», «Анатомия и физиология детей и подростков», «Неврология», и других курсов логопедии и медико-биологических учебных предметов, а также собственных наблюдений студентов в процессе посещений коррекционных и лечебных учреждений. Целью изучения курса «Нарушения голоса» является усвоение соответствующих понятий, фактов, закономерностей; особенностей формирования клинических и акустических проявлений, диагностики и коррекции нарушений голоса у детей и взрослых. В содержании курса предусмотрено решение следующих задач: получение знаний о структуре дефекта при нарушениях голоса: анализ причин и механизмов данного вида речевых расстройств, выделение психолого-педагогических критериев дифференциации основных клинических форм нарушений голосовой функции, формирование теоретических представлений и практических навыков коррекционной работы при нарушениях голоса; приобретение навыков: обследования детей и взрослых с нарушениями голоса, анализа данных анамнеза и результатов комплексного обследования, разработки комплексной программы коррекционного психолого-педагогического воздействия, составления планов-конспектов индивидуальных и фронтальных логопедических занятий на разных этапах коррекционной работы, обоснованного выбора методических средств и приемов коррекции и компенсации нарушений голоса; усвоение знаний: критериев и методов диагностики различных форм нарушений голоса, основных принципов и направлений коррекционной работы при этом виде нарушений, психологических особенностей людей, имеющих нарушения голоса, методов организации логопедической работы при осложненных и неосложненных формах нарушений голоса; овладение умениями: планирования и организации логопедической работы с детьми и взрослыми, страдающими голосовыми нарушениями, организации взаимодействия в системе «логопед —воспитатель—психолог—медицинский работник—родители» в общем русле коррекционной работы, проведения фронтальных и индивидуальных логопедических занятий с детьми, страдающими нарушениями голоса, с учетом структуры дефекта. Содержание курса рассматривается в шести главах пособия. В первой из них описываются анатомические основы голосообра-зования и голосоофор мления, приведены данные о развитии голоса в норме и патологии. Особое внимание уделяется методам исследования строения и функции голосового аппарата. В последующих главах даны сведения о наиболее распространенных расстройствах голоса. Во второй и третьей представлены функциональные и органические нарушения голосовой функции, а также этапы фонопедической работы, направленной на коррекцию этих расстройств. Четвертая глава посвящена описанию специфики голосовых расстройств, свойственных детскому возрасту. В этих главах, включающих рассмотрение многоплановых аспектов изучаемых вопросов, с целью определенной систематизации учебной работы выделены самостоятельные темы. Пятая и шестая главы представляют собой целенаправленные описания конкретных проблем, и поэтому мы не сочли нужным дробить их на тематические блоки. В пятой раскрываются особенности профессионального использования голоса и даются рекомендации по предупреждению голосовых нарушений. В шестой рассмотрены специфические формы нарушений голоса при некоторых видах соматических заболеваний. Учебное пособие «Нарушения голоса» снабжено тестовыми заданиями, которые позволяют оптимизировать процесс усвоения материала и облегчить изучающим данный курс подготовку к экзаменационным испытаниям. В конце издания имеется список литературы, рекомендуемой для дополнительного изучения проблемы.
|
|
| |