Значение древних основополагающих концепций в традиционной медицине
Философы и врачи древности пытались объяснить основы жизни общества, отношения в нем людей, а также различные болезни с позиции первоэлементов, или стихий, которые представляют собой материальную основу, источник всех явлений в мире, во Вселенной.
В Древнем Китае (6–3 века до нашей эры) было сформулировано одно из основных понятий Восточной философии - концепция У-СИН.
Этот термин чаще переводится как «пять элементов» (первоэлементов), хотя, правильнее говорить о пяти движениях (син — буквально движение). Древневосточные ученые обращали внимание на цикличность явлений природы: ночь и день, утро и вечер, зима и лето, холод и тепло. А также, цикличность функций человека: бодрствование и сон, вдох и выдох и так далее.
Связи суточного цикла определялись следующим образом: день «рождает» вечер, вечер «рождает» ночь, ночь «рождает» утро и так далее.
Считалось, что в основе организации природы лежат циклы чередования Инь - пассивной силы и Ян - активной силы. Каждый из этих циклов состоит из чередования последовательных состояний:
рождение или возрастание (весна, утро так далее);
максимальная активность (лето, полдень и так далее);
упадок или угнетение (осень, вечер и так далее);
минимальная активность (зима, ночь и так далее)
Аналогично этому:
Восток (восход солнца, утро) соответствует рождению;
Юг соответствует максимальной активности;
Запад соответствует упадку (заход солнца, вечер);
Север соответствует минимальной активности
В представлении древневосточных философов Дерево имело следующие свойства: возникновение путем роста в теплый период, зеленый цвет и т. д. Поэтому, все вещи (явления), обладающие такими свойствами, относились к первоэлементу Дерево.
Огонь имеет свойства жары и поднимающегося вверх пламени, а все вещи (явления) обладающие свойствами огня, отнесены к первоэлементу Огонь.
Для Земли свойственны плодородие, питание и превращения. Поэтому, элементом Земля объединены сходные явления.
Свойства Металла - пустота, чистота, хрупкость, стройность и легкость. Поэтому, вещи, сходные по свойствам с металлом, отнесены к первоэлементу Металл.
Вода обладает текучестью, прохладой (холод), способностью к движению назад. Поэтому, явления, обладающие такими свойствами, объединяются под символом первоэлемент Вода.
Главным практическим выводом из учения У-СИН является признание непрерывной связи всех пяти первоэлементов. При этом каждый из первоэлементов связан с другими посредством созидающих и подавляющих (деструктивных) процессов.
Смысл созидающих процессов заключается в следующем: Вода способствует росту Дерева, Дерево может произвести Огонь, Огонь создает Землю (пепел), Земля производит Металл, Металл превращается в Воду (жидкость).
Деструктивность проявляется в том, что Вода может погасить Огонь, Огонь может размягчать Металл, а Металл может резать Дерево, Дерево подчиняет Землю, а Земля впитывает Воду.
На основе концепции у-син построено правило лечения иглоукалваниям « мать-сын» позволяющее усиливать или ослаблять « поток энергии» в меридиане, где эта энергия нарушена. Первоэлемент « мать» способен передавать питающую энергию, а первоэлемент « сын» реципиент. Принимающий эту энергию. Если возникает патология одного из первоэлементов ( меридианов), но воздействие непосредственно на нарушенный меридиан нежелательно, то используют правило «мать-сын». Согласно этому правилу рассматриваются три первоэлемента ( меридиана)
1) с нарушенной энергией
2) предшествующей ему и
3) следующий за нарушением.
4) Если в нарушенном меридиане ( например) в желчном пузыре, дерево выявлена избыточная энергия, то можно воздействовать на тонирующую точку меридиана
« сын» ( тонкая кишка», огонь) или на седативную точку меридиана « мать»
( мочевой пузырь вода), в случае недостаточности энергии в недостаточности энергии в нарушенном меридиане ( дерево) воздействие оказывается на тонизирующую точку меридиане « мать» ( вода) илина седативную точку меридиана « сын» ( огонь).
Под угнетением взаимоугнетающими, деструктивными понимается сдерживание и ограничение. Порядок взаимоугнетяющих связей между 5 первоэлементами таков: дерево угнетает землю, земля –воду, вода-огонь, огонь-металл, металл угнетает дерево, т в этих взаимоотношениях каждый из 5 элементов является одновременно и угнетаемым и угнетающим, например с одной стороны, дерево угнетается металлом, а с другой- дерево угнетает землю.
В сложной естественной взаимосвязи между предметами и явлениями обязательно должны быть как стимулирующие, так и ограничивающие связи.
Взаимосвязи между 5 первоэлементами используются в традиционной восточной медицине для объяснения отношений между органами чжан-фу и их меридианами, между человеком и окружающей средой, но главным образом для объяснения причин и механизмов развития болезней состояния в рамках древневосточных руководящих синдромов. Так. например, болезненное состояние легких ( органа и его меридиана возможно из-за поражения самих легких, но не исключены варианты возникновения этого состояния в связи с другими воздействиями
А) Патология селезенки ( по правилу мать-сын)
Б) Патология почек ( по правилу « мать-сын» но в обратном направлении
В) Патология сердца (чрезмерное угнетение металла ( легкие) огнем ( сердце)
На основании концепции у-син в традиционной медицине продолжают существовать такие понятия, главные точки, первоэлементов, обладающие широким спектром действия и широко используемые в иглотерапии ( их также называют античными точками).Эти точки соответствуют точкам пяти стихий. Все главные точки первоэлементов расположены на конечностях- на расстоянии от локтевых или коленных суставов до кончиков пальчиков.
Концепция инь- ян составляет диалектическую основу мировоззрений Древнего Востока. В ней рассматриваются два противоположных начала всех явлений. Согласно концепции инь- янь, все существующее в природе предметы и явления имеют 2 взаимно противоположных начала Инь и Ян, которые не только противоположны, но и взаимообусловлены, отношения между ними составляют основном закон материального мира. Функциональная деятельность организма требует затраты питательных веществ, что соответствует процессу усиления Янь, и ослабления Инь, но вместе с тем и образование и накопление в организме питательных веществ требует определенных затрат функциональной активности, приводя ее к некоторому спаду, что соответствует усилению Инь и ослаблению Янь. При нормальных условиях между противоположностями поддерживается относительное равновесие ( гармония) а в патологических случаях возникает преобладание Инь или Янь, нарушается гармония, что приводит к развитию заболеваний.
Со временем у-син и Инь Ян, стали представлять одно целое: первоэлементы металл и вода отнесены к инь дерево и огонь- к янь, земля образует поворотную точку между инь и янь.
Органы печень и желчные пузырь соответствует дереву, сердце и тонкая кишка- огню, легкие и толстая кишка- металлу, почки и мочевой пузырь- воде, селезенка и желудок - земле.