Перкуссия (от лат. percussio — выстукивание) — метод исследования внутренних органов,
основанный на постукивании по поверхности тела обследуемого с оценкой характера возникаю-
щих при этом звуков.
Метод выстукивания был предложен Л. Ауэнбруггером (1761). При перкуссии различных
участков тела мы вызываем звуки, на основании которых можно судить о состоянии органов, ле-
жащих под перкутируемым местом. При выстукивании подлежащие ткани и органы осуще-
ствляют колебательные движения, которые передаются окружающему воздуху и воспринимаются
нашим ухом как звук. Свойство перкуторного звука зависит главным образом от количества воз-
духа в органе, эластичности и тонуса этого органа.
Все плотные, не содержащие воздуха органы, а так-
же жидкости дают совершенно глухой, едва воспринимае-
мый на слух перкуторный звук, который нагляднее всего
выявляется при выстукивании по бедру (бедренный звук).
Поэтому плотные, не содержащие воздуха органы — печень,
селезенка, почки, сжатое безвоздушное легкое, а также жид-
кость нельзя отличить друг от друга при помощи перкуссии.
Свойства каждого звука, получаемого при перкуссии
грудной клетки или живота и отличающегося от бедренного
звука, зависят от содержания воздуха или газа соответствен-
но в грудной или брюшной полости. Разница в звуке над лег-
кими, печенью, селезенкой, сердцем, желудком и т. д. осно-
вывается на различном количестве, распределении содержа-
щегося в них или около них воздуха, напряжении ткани и на
различной силе толчка, передаваемого перкуссией этому воз-
духу.
При опосредованной перкуссии выстукивание
производят молоточком по пластинке (плессиметр), прило-
женной к телу, или, лучше, пальцем по пальцу (рис. 9).
При непосредственной перкуссии постукивают мя-
котью кончика указательного пальца непосредственно по
поверхности тела. Для того чтобы удар был сильнее, ука-
зательный палец сначала задерживается за край среднего пальца, а затем соскакивает с его боко-
вой поверхности. Этот способ (по Образцову) имеет то преимущество, что ударяющий палец по-
лучает ощущение степени сопротивления перкутируемого участка.
Так как органы, содержащие воздух, при перкуссии дают громкий звук, а не содержащие
воздуха — тихий, то на основании этой разницы звука можно найти границы между содержащими
и не содержащими воздух органами — между легкими и печенью, между легкими и сердцем и т. д.
С помощью топографической перкуссии определяют границы органов, их величину и фор-
му.
Сравнительную перкуссию проводят с целью сравнения звука на симметричных местах
грудной клетки.
При перкуссии в зависимости от поставленных целей наносят перкуторные удары различ-
ной силы. Различают перкуссию громкую (с нормальной силой перкуторного удара), тихую и ти-
Рис. 9. Правильное положение рук при
перкуссии пальцем по пальцу-плессимет-
ру.
шайшую (пороговую). Чем большую силу имеет перкуторный удар, тем на большее расстояние в
сторону и в глубину от места его нанесения распространяется колебание тканей; возникает звук
большей силы.
При громкой или глубокой перкуссии в колебание вовлекаются ткани на участке радиусом
4—7 см, при тихой или поверхностной перкуссии — 2-4 см. Поэтому для выявления, например,
глубоко расположенных в легких патологических очагов следует пользоваться громкой перкусси-
ей, поверхностно расположенных — тихой перкуссией; последняя применяется также для опреде-
ления границ и размеров разных органов — легких, печени, сердца. В некоторых случаях, напри-
мер для определения абсолютной тупости сердца, пользуются тишайшей перкуссией; при этом
сила перкуторного удара должна быть очень слабой — на пороге звукового восприятия. Нередко в
этих случаях пользуются методикой Гольдшайдера: перкуссию ведут средним пальцем правой
руки по поверхности согнутого во II фаланге под прямым углом среднего пальца левой руки, кото-
рый устанавливается перпендикулярно поверхности, прилегая к ней только мякотью концевой фа-
ланги (палец-плессиметр).
Звуки, получаемые при перкуссии, различают по силе (ясности), высоте и оттенку. По силе
отличают громкий (или ясный) и тихий (или тупой) звук; по высоте — высокий и низкий; по от-
тенку звука — тимпанический, нетимпанический и звук с металлическим оттенком.
Сила перкуторного звука в первую очередь зависит от амплитуды звуковых колебаний:
чем сильнее постукивание, тем громче будет звук, поэтому при применении одного и того же ме-
тода перкуссии в процессе исследования больного постукивать нужно с одинаковой силой. При
одинаковой силе удара более громкий звук возникает над органом, содержащим больше воздуха.
Громкий (ясный) звук при перкуссии у здоровых людей определяется над той частью груд-
ной клетки и живота, где находятся органы, содержащие воздух или газ (легкие, желудок, кишеч-
ник).
Тихий (притупленный, или тупой) звук выслушивается при перкуссии в местах прилегания
к грудной или брюшной стенке не содержащих воздуха органов — печени, сердца, селезенки, а
также при перкуссии мышц. Это тихий, короткий и высокий звук, напоминающий звук, образую-
щийся при постукивании по дереву или бедру (бедренный звук). Получаемый при перкуссии груд-
ной клетки нормальный громкий легочный звук может стать тихим, если в легочной ткани умень-
шится количество воздуха или если между легкими и грудной клеткой (т. е. в плевральной поло-
сти) присутствует жидкость или плотная ткань.
Высота перкуторного звука зависит от частоты звуковых колебании: чем меньше объем
звучащего тела, тем чаще колебания и выше звук. Перкуторный звук здоровых легких у детей
выше, чем у взрослых.
При повышенной воздушности легких (эмфизема) перкуторный звук в области легких
ниже, чем у здоровых, и называется коробочным звуком (громкий низкий звук, сходный со звуком,
возникающим при поколачивании по пустой коробке). Так, если нормальный перкуторный звук
над легкими имеет частоту 109—130 Гц, то при эмфиземе она уменьшается до 70—80 Гц. В проти-
воположность этому при уплотнении легочной ткани частота колебаний увеличивается до 400 Гц
и более.Оттенок перкуторного звука может быть различный. Тимпанический звук по своему ха-
рактеру напоминает звук, возникающий при ударе по барабану, отсюда и произошло его название
(от греч. tympanon — барабан). Это громкий, средней высоты или высокий звук, возникающий при
перкуссии над полым органом или полостью, содержащей воздух. Тимпанический звук отличается
от нетимпа-нического более правильными периодическими колебаниями; таким образом, по свое-
му характеру он приближается к тону. В противоположность этому нетимпанические звуки содер-
жат много дополнительных апериодических колебаний и, следовательно, являются шумами. Тим-
панический звук появляется в том случае, Когда уменьшается напряжение стенки органа, содержа-
щего воздух. У здоровых людей тимпанический звук возникает при перкуссии желудка и кишеч-
ника, перкуссия здоровых легких не сопровождается тимпаническим звуком, но если напряжение
ткани легкого уменьшается, то появляется тимпанический оттенок перкуторного звука; это бывает
при плеврите с неполным сдавлением легкого выпотом, при воспалении и отеке легкого (перку-
торный звук в этом случае является притупленно-тимпаническим). Тимпанический звук выслуши-
вается также над воздушными полостями в легком или попадании воздуха в полость плевры; он
определяется над большими кавернами, при открытом пневмотораксе; в этом случае он громкий.
Металлический звук — короткий, ясный звук с сильными высокими обертонами обусловлен резо-
нансом в ближайшей крупной гладкостенной полости, содержащей воздух.
Правила перкуссии. Перкуссия должна проводиться по определенным правилам с соблю-
дением следующих условий.
Положение больного должно быть удобным, ненапряженным. Лучше всего вести перкус-
сию в положении больного стоя или сидя; лишь у тяжелобольных перкуссию производят в поло-
жении лежа. При перкуссии сзади надо посадить больного на табурет или стул лицом к его спин-
ке, голова больного должна быть несколько наклонена вперед, руки положены на колени; в этом
случае достигается наибольшее расслабление мышц, что облегчает перкуссию.
В помещении должно быть тепло и тихо. Руки врача должны быть теплыми.
Врач должен занимать удобное по отношению к исследуемому положение.
Средний палец левой руки врача при обычно проводимой пальце-пальцевой перкуссии
плотно на всем протяжении прижимается к перкутируемой поверхности; в последнем случае со-
седние пальцы должны быть несколько расставлены в стороны и также плотно прижаты к коже
для ограничения распространения колебаний, возникающих при перкуссии.
Удар наносят только движением кисти в лучезапястном суставе перпендикулярно поверх-
ности тела больного. Он должен быть коротким и отрывистым. Перкуторные удары нужно нано-
сить с одной и той же силой, т. е. они должны быть равномерными. Сила удара в каждом случае
перкуссии определяется ее задачами.
При топографической перкуссии палец-плессиметр нужно устанавливать параллельно
предполагаемой границе органа. Перкуссию ведут от органа, дающего более громкий звук; в связи
с физиологическими особенностями звукового восприятия в этом случае легче определить грани-
цу изменения звука. Отметку границы делают по краю пальца, обращенному к зоне более ясного
звука.
Сравнительную перкуссию следует проводить на строго симметричных участках тела
(например, грудной клетки) больного.