Аюр-Веда (Аюрведа) – древняя Индийская медицинская наука, происхождение которой прослеживается в веках более 5000 лет. Источник Аюрведы – древние Веды, самые старые доступные классические источники.
Аюрведа (Ayurveda) – санскритское слово, полученное из двух корней: "ayur", что означает жизнь, и "veda", означающий знание. Справедливо говорить, что Аюрведа – наука жизни.
Аюрведа – наука, имеющая дело не только с лечением некоторых болезней, но и – полный путь жизни. Это не только система медицины, которая включает предложения и средства для здоровых и больных людей. За столетия до Всемирной Организации Здравоохранения признали, что здоровье не просто физическое благополучие, и является не только отсутствием болезни. Здоровье в Аюрведе – это умственное, физическое и социальное благополучие индивидуума.
Аюрведические врачи утверждают, что здоровье, в первую очередь, складывается как основная характеристика ментальности человека, но она объяснима она, пожалуй, лишь на уровне квантовой механики, поскольку он более к тому, что мы называем изначальной энергией или состоянием (конституцией) – Пракрити, позволяющей увидеть цепь причин и следствий. Аюрведа говорит, что ключ к управлению телом лежит в нашем сознании. При правильном его использовании, мы можем полностью контролировать функции нашего организма, по собственному желанию избавляться от болезней и поддерживать хорошее здоровье, причем даже более успешно, чем привычными средствами. Аюрведические средства лечения призваны лишь помочь в этом.
Под воздействием стрессов и неправильного образа жизни мы пропитываемся вредными веществами – шлаками и токсинами. Для их выведения в аюрведе используется комплексная система очищения Панчакарма (или "пять действий").
Аюрведа имеет в своем арсенале различные приемы. Это и физические упражнения, массаж (абхьянга), воздействие на биологически активные точки, ароматическую, цветовую, вкусовую и аудио терапию, включающую слушание соответствующей музыки, а иногда и пение аюрведческих гимнов, соответствующих различным биологическим и космическим ритмам, используются лекарственные растения и различные минералы, из которых в настоящее время производится более 10 тысяч наименований препаратов.
В настоящее время только в Индии факультеты Аюрведы имеется почти в двух сотнях университетах, работают более 100 аюрведических колледжей, немало их и в других странах. Как правило, при каждом университете или колледже имеется своя клиника. Постепенно происходит интеграции Аюрведы и современной медицины
Тело:
Согласно Аюрведе каждый индивидуум (и вообще любое тело во вселенной) составлен из пяти элементов, а именно: Prithvi или земля, Ара или вода, Tejas или огонь, Vayu или воздух, Akash или эфир.
Но не нужно думать, что земля – это та земля, что под нами, а вода – та, что мы пьем. Сначала было создано пространство, или то, где все протекает – это эфир. Его характеристика – звук (пли отзвук, в более широком понимании, чем звуковые волны). Воздух – это просто энергия, которая обеспечивает движение всего. Его характеристика – подвижность. Огонь – это излучение, электричество внутри каждого тела. Его характеристика – внутренняя радиация. Вода, или жидкое состояние – это сила, связывающая между собой различные элементы. Ее характеристика – это соединение и смешивание. Земля – это твердое состояние. Его характеристики – упругость и жесткость. Каждый атом в соответствии с Аюрведой состоит из этих более тонких, чем он сам, элементов. Рассмотрим сам атом. Субатомные частицы – это элемент земли, сила ихвзаимопритяжения – это элемент воды, энергия заключенная внутри атома – элемент огня, движение электронов по своим орбитам обеспечивается элементом воздуха, и все это происходит в элементе эфира (пространстве).
Структурный аспект тела составлен из этих пяти элементов, но функциональный аспект органа управляется тремя биологическими тканевыми жидкостями. Эфир и воздух объединяются, чтобы формировать то, что известно в Аюрведе как Вата доша. Вата управляет принципом движения и поэтому может быть описана как сила, которая направляет импульсы нерва, кровообращение, дыхание, и устранение. Огонь и вода объединяются, чтобы формировать Питта дошу. Питта доша управляет процессом преобразования или метаболизма. Переваривание пищи в нашем органе – пример функции Питты. Питта также ответственна за метаболизм в теле, также как и за клеточный метаболизм. Наконец, вода и земля объединяются, чтобы формировать Кафа дошу, которую во многих русскоязычных источниках, из-за ошибочной транскрипции (kapha), часто именуют капха дошей.
Характеристики трёх дош
Доша
Вата
Питта
Кафа
Качества
движение и текучесть
нагревание и трансформация
прочность и устойчивость
Основа в физиологии
дыхание, кровообращение, нейромышечная активность метаболическая деятельность, энергетический обмен, пищеварение
строение и связывание, баланс жидкости в организме
Проблемы в физиологии при дисбалансе заболевания нервной системы, хронические боли, аритмия сердца, нарушения ревматического характера, запоры язвенная болезнь желудка, артериальная гипертония, воспалительные болезни кишечника, заболевания кожи и аллергические реакции заболевания дыхательной системы, синусит, сахарный диабет, ожирение, атеросклероз, опухоли
Проблемы в уме при дисбалансе
беспокойство, бессонница, страх
гнев, зависть, ревность
чувство привязанности, жадность
Элементы (состояния)
воздух и эфир (пространство)
огонь и вода
вода и земля
Имеются семь типов тел: монотипы (Вата, Питта или Кафа преобладающий), двойные типы (Вата-Питта, Питта-Кафа или Кафа-Вата), и равные типы, (Вата, Питта и Кафа в равных частях). Каждый индивидуум имеет уникальную комбинацию из этих трех дош. Понимать уникальность каждого индивидуума – самое основное в Аюрведе.
Качества:
Аюрведа классифицирует человеческие характеры по трем основным качествам: саттвичные, раджасичные и тамасичные. Саттвичные качества подразумевают чистоту и ясность восприятия, которые являются ответственными за совершенство и счастье. Раджас ответственен за все движения, и действия. Это ведет к жизни чувственного удовольствия, удовольствия и боли, усилия и неугомонности. Тамас – темнота, инерция, тяжесть и материалистические отношения. Имеется постоянное взаимодействие этих трех гун (качеств) в индивидуальном сознании, но относительное господство Саттвы,Раджаса или Тамаса ответственно за индивидуальную психологическую конституцию.
Процесс болезни:
Согласно Аюрведе, здоровье – состояние баланса между телом, разумом и сознанием. В пределах тела, Ayurveda признает три доши – Вата, Питта и Кафа; семь дхату(тканей) – кровь, плазма, жир, мышцы, кости, нервы, и репродуктивная; три малас (отходы) – кал, моча и пот; и агни – энергия метаболизма. Болезнь – состояние несоответствия в любом из этих факторов. Причина болезни – ухудшение баланса дош – ваты, Питты и Кафы. В нормальном состоянии, когда человек здоров, эти три доши должны находиться в индивидуальном равновесии. Само по себе слово "доша" означает "плохой". Болезнь – это нарушение одной, двух или всех трех дош. Говорится, что в момент смерти все три доши выходят из равновесия. Когда какая-то доша сильно повышается, она имеет тенденцию угнетать другие доши. Выходит, каждая доша может находиться в трех состояниях: возбуждения, угнетения или равновесия. Любой выход из равновесия приводит к какому-либо заболеванию.